Правила для водителей электросамокатов 

Законодательной базы по определению статуса электросамокатов в настоящий момент нет. Вместе с тем есть общие определения разных категорий транспортных средств исходя из их мощностные характеристик.  

Итак, согласно главному документу регулирующему правила дорожного движения трёхколёсные транспортные средства от 0,25 кВт до 4 кВт относятся к мопедам. Следовательно, лицо управляющее им должно иметь удостоверение категории М и подчиняться законным требованиям сотрудников ГИБДД.  

Мощность электросамоката нашего героя в 0,6 кВт попадает согласно документам под определение мопеда. Значит, он на самом деле был в статусе водителя, а тогда по требованию он должен быть освидетельствован на предмет наличия алкоголя в крови.  

Для выяснения и определения, относится электросамокат к транспортному средству или нет, инспектора проверят их по паспорту или руководству электросамоката, а в случае её отсутствия могут прибегнуть к проведению экспертизы.  

Что такое электросамокат по новым ПДД?

Однако, неверным будет заключение о том, что самокат с электрическим двигателем по сути также остаётся самокатом. В простонародье да, его можно оставить и так. Но Правила дорожного движения имеют своё мнение на этот счёт. Впрочем, не только ПДД едиными регламентируется такой вид транспортных средств.

Итак, сначала рассмотрим Правила. И здесь снова обращаемся к определениям.

  • Транспортное средство – это устройство, которое имеет целью перевозку по дороге людей и/или грузов. Получаем, что электросамокат – это всё же ТС. Но не полноценный автомобиль, конечно же!
  • Конкретно электросамокат является механическим транспортным средством, потому как имеет двигатель.
  • Велосипед – это двухколёсное ТС, которое приводится в движение мышцами его наездника при помощи педалей или рукояток. Он также может иметь мотор определённой мощности. Но нам это не нужно, потому как электрический самокат велосипедом не является в принципе, так как у него нет ни рукояток, ни педалей для воздействия с целью приведения в движение.
  • Но ещё есть мопед. Его характеризует наличие мотора мощностью от 250 Вт до 4 кВт либо максимальная скорость до 50 км/ч. И наше устройство вполне подходит под это определение. Для управления мопедом нужны водительские права. Зато ставить на учёт в ГИБДД его не нужно.
  • А вот если электросамокат может ехать быстрее 50 километров в час, то это уже формально мотоцикл с необходимостью категории A либо подкатегории A1, который нужно регистрировать в ГАИ.

А вот у Административного кодекса тоже есть мнение на этот счёт, оно похожее на ПДД, но несколько иное. Согласно Примечанию в статье 12.1 КоАП РФ, транспортным средством нужно считать любое устройство с мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной скоростью свыше 50 км/ч.

ПДД для самокатов 2021

Чем отличаются эти нормативные акты? Именно они имеют решающее значение в обсуждаемой нами теме:

  1. на ПДД рассматривающие дело о ДТП с участием электросамоката лица будут опираться с целью установления, кто виноват, исходя из прав и обязанностей каждого из участников аварии на дороге,
  2. а на КоАП – для установления наказания; например, если управляющий электросамокатом при ДТП был ещё и пьян, то его могут лишить прав на долгий срок, если устройство по своим характеристикам подпадает под транспортное средство, согласно Кодексу.

В каком случае это транспортное средство?

Таким образом, получаем, что электросамокат является полноценным транспортным средством в разборе ДТП при наличии всего одного основного критерия – его электродвигатель развивает более 250 Вт.

В противном случае в судебной практике 2021 года будет гораздо больше шансов, что его признают пешеходом, а вам как водителю машины будет гораздо сложнее доказать обратное. Хотя, здесь тоже есть важная тонкость, о которой мы ещё поговорим ниже касательно допуска электросамокатов к дорогам общего пользования, в том числе тротуарам и обочинам.

Это пешеходы?

Очень многие участники дорожного движения считают наездника на электросамокате не более чем пешеходом. И это, учитывая, что современные устройства могут разгоняться до 60 км/ч и более. Даже велосипедисты, которые едут гораздо медленнее, не являются пешеходами.

Но ПДД в нашем случае здесь имеет чёткое определение. Согласно ему, пешеход – это лицо, которое находится вне транспортного средства. Здесь же указывается, что к пешеходам приравниваются люди, которые используют для передвижения самокаты или другие аналогичные средства.

Пешеход с самокатом

Здесь для ответа нам нужно выяснить 2 вопроса:

  • приравнивается ли электросамокат по определению ПДД к транспортному средству,
  • относится ли он к “другим аналогичным средствам” по официальному тексту из Правил?

Для ответа на них идём к определению транспортного средства и видим, что это устройство, которое предназначено для перевозки по дорогам в том числе людей. Обратите внимание, что дорога включает в себя также тротуары и обочины.

Идём ещё дальше и смотрим определение механического транспортного средства – оно приводится в движение двигателем.

Таким образом, электросамокат по сути является транспортным средством по ПДД 2021 года. Однако, прямой отсылки в Правилах на это нет, так как не указано прямо к чему приравнивается эта категория.

Нужно ли ставить на учёт ГИБДД электрический самокат?

Здесь та же ситуация, когда практика несколько отличается от теории.

Фактически правила регистрации регулирует одноимённый Федеральный закон:

  • статья 6 указывает, что ставить на учёт нужно все транспортные средства,
  • определение же ТС в статье 4 ведёт речь о транспорте мощностью свыше 4 квт или максимальной скоростью более 50 км/ч.

То есть формально, если ваш электросамокат может ехать быстрее 50 км/ч, то его необходимо регистрировать. С другой, вы этого сделать не сможете, потому что он не прошёл все испытания на соответствие Техрегламенту и не имеет ПТС.

На практике сотрудники ГИБДД ни за что не будут требовать у вас регистрационные документы.

Изменения в ПДД

Да, в настоящий момент готовятся поправки в Правила, где электросамокатчиков выделят в отдельную категорию – средства индивидуальной мобильности. И в этом случае они будут иметь определённые права на дороге. Если кратко, то их смогут наделить правом передвижения, похожим на велосипедистов. То есть на электросамокате можно будет передвигаться по краю проезжей части, а в ряде случаев – по обочине и даже тротуару.

Однако, по состоянию на 2021 год такие новые ПДД в силу ещё не вступили. И пока имеем то, что есть – электросамокаты никак в Правила не регламентированы. И на дорогах им делать нечего. Почему, узнаете немного ниже.

К чему приравнивают электросамокаты на практике?

Сотрудники ГИБДД в последнее время нередко останавливают такие устройства… И выписывают штрафы и даже лишают водительских прав за езду на них. Это дало толчок в определённой устоявшейся судебной практике.

В 2021 году такая практика обстоит следующим образом:

  • если вы управляете электросамокатом с мощностью мотора не более 250 Ватт, то вы приравниваетесь к пешеходу,
  • езда же на электрическом самокате с мощностью, которая превышает указанное значение, образует ситуацию, когда сотрудники ГИБДД и суды считают его мопедом.

Но здесь такое положение дел несколько противоречит ПДД. Дело в том, большинство электросамокатов имеют мощность более 250 Вт, но и скорость у них нередко свыше 50 км/ч. Но в судебной практике, даже если скорость превышает своё значение в 50 км/час, то это всё равно мопед, а не мотоцикл.

Обратите внимание, что ПДД руководствуется определением “номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки”. Если вы заглянете в характеристики своего электросамоката, то там чаще всего будет указана просто максимальная мощность (её ещё называют пиковой). А в режиме длительной нагрузки, как правило, её значение немного ниже.

Отношение электрических самокатов к мопедам также прямо разъяснили и в официальном ответе ГИБДД.

Электросамокаты приравнены к мопедам

Что будет при ДТП с электросамокатом?

Довольно необычная тонкость заключается в разнице ответственности между случаями, когда вы управляете самокатом менее 250 Вт и более, являясь, соответственно, пешеходом или водителем мопеда.

Вообще, меры ответственности разделяются на административную и гражданскую. И обе из них имеют разницу. Давайте рассмотрим её!

Штрафы для электросамокатов в 2021 году

Нарушение Мощность менее 250 Ватт Более 250 Ватт
Лёгкий вред здоровью потерпевшего Штраф 1-1,5 тысячи рублей (ч.2 статьи 12.30) Штраф от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав на срок 1-1,5 года (часть 1 статьи 12.24)
Средней тяжести вред при ДТП Тот же штраф 1 000 – 1 500 рублей Штраф 10 000 – 20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года
Тяжкий вред здоровью или смерть человека Уголовная ответственность в обоих случаях

Как видим, наказания разительно отличаются – всё, потому что во втором случае речь идёт о водителе мопеда как полноценного транспортного средства.

Но есть в этом ещё одна тонкость. Дело в том, что устройство, которое может выйти из-под контроля, по российскому законодательству, признаётся источником повышенной опасности (ИПО). При этом, всё зависит от относительности участников ДТП, транспорт которых причинил вред:

  • при наезде автомобиля на пешехода первый – источник повышенной опасности,
  • при наезде авто на велосипедиста – машина снова является ИПО,
  • а при наезде велосипедиста на пешехода – уже велосипед становится ИПО.

Зачем мы затронули эту тему? Всё дело в том, что действующее на 2021 год законодательство устанавливает ответственность владельца ИПО вне зависимости от его вины в ДТП.

Приведём пример. Человек едет на электросамокате мощностью 400 Ватт по дороге по правому краю, ничего не нарушая. Вдруг дорогу в неположенном месте начинает перебегать пешеход и попадает под колёса самоката. В таком случае сотрудники ГИБДД признают виновным в аварии пешехода, но вред здоровью ему всё равно будет возмещать наездник электросамоката (а пешеход – вред самокату). Так говорит статья 1079 ГК РФ.

Наказание за управление в состоянии опьянения в 2021 году

За управление в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав от 1,5 до 3-х лет с административным штрафом 30 000 рублей. Как Вы уже отметили водитель обязан будет не только сдать водительские права, но и уплатить штраф. Однако если Вы обратитесь к опытному автоюристу, то можно доказать свою невиновность и избежать наказание в полном объеме. Т.е. водитель, который был оправдан в суде избегает и лишения прав и освобождается от уплаты административного штрафа.

Также стоит отметить, что в 2021 году за повторное управление в состоянии опьянения водитель будет подвергнут уголовной ответственности.

Также, если в суде водитель был признан виновным, то сотрудники ГИБДД направляют данную информацию в наркологический диспансер, где данного водителя ставят на учет. Данная процедура направлена на профилактику однородных нарушений данным водителем и ужесточает получение водительских прав после окончания срока лишения.

Таким образом если Вам грозит лишения водительских прав за управление в состоянии опьянения, то не стоит медлить и раздумывать. Сразу обратитесь к нашим автоюристам и мы уже на первой консультации проанализируем Вашу ситуацию и подскажем какие есть варианты по избежанию наказания. Консультации в нашей компании предоставляются абсолютно бесплатно независимо от времени и количества обращений.

Ответственность за вождение электросамоката в нетрезвом состоянии  

При управлении в состоянии алкогольного опьянения — административный штраф 30000 рублей. И права, на полку от полутора до двух лет. В случае если удостоверения отсутствует —  грозит арест или штраф 30 тыс. руб.  

Штрафы для самокатчиков

10 июня кикшеринговые сервисы, которые предоставляют в аренду электросамокаты, вновь заработали в Санкт-Петербурге. Накануне вечером эти компании подписали соглашение с городским комитетом по транспорту. Согласно этой договоренности, пользователи электросамокатов не смогут ездить в туристических местах: для них закрыты теперь Дворцовая и Сенатская площади и Малая Морская улица. Помимо этого, местные власти ввели еще одно ограничение: скорость электросамоката не должна превышать 10 км/ч, в особенности в местах скопления людей.

Пользователи Сети разделились на два лагеря: кто-то поддержал запреты петербургской администрации, кто-то был возмущен ограничениями. 

«Лично я там, где пешеходы, особенно рядом, особенно с детьми, вообще спешиваюсь. Я б и до пяти километров в час ограничил, особенно где много людей», — пишет один из участников группы «Ебайководство как оно есть» в социальной сети Facebook.

«С такой скоростью электросамокат не нужен», — делится мнением пользователь Александр Юрченко в ответ на новость о возобновлении работы сервисов кикшеринга. 

Владелец информационного портала ElectroPowerBikes.com Дмитрий Константинов убежден, что введение ограничений по скорости — это необходимость. А для того чтобы не было соблазнов нарушать правила, нужны высокие штрафы.

«Должны быть введены штрафы за использование электросамокатов, не имеющих ограничения скорости в 25 км/ч вне автодорог. Штраф в 50 тысяч рублей уже через год уберет все скоростные электросамокаты с тротуаров на проезжую часть», — говорит специалист по электротранспорту. 

Напомним для сравнения, что автомобилистам положен штраф в размере пяти тысяч рублей за превышение скорости более чем на 80 км/ч. Однако самокаты повсеместно гоняют на тротуарах.

Кроме того, Константинов предлагает законодательно признать мощные электросамокаты транспортными средствами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями: «Любой электротранспорт, на котором можно ездить быстрее 25 км/ч, должен быть законодательно приравнен к скутерам. Соответственно, они должны быть с номерными знаками, а водитель должен иметь права».

Руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов также поддерживает идею ограничения скорости электросамокатов. «Первое, что нужно ограничить, — скорость на тротуарах. До 20-25 км/ч максимум», — уверен Осипов. 

Однако, по его мнению, с точки зрения закона сейчас невозможно признать электросамокат полноценным транспортным средством. «На этой неделе научный центр МВД дал комментарий о том, что невозможно признать человека на самокате водителем мопеда. По ПДД это пешеход. Россия находится в Таможенном союзе, и ПДД подчиняется техническому регламенту Таможенного союза», — объясняет он.

Дмитрий Константинов говорит и еще об одном штрафе — за езду на самокате вдвоем, поскольку чем больше вес, тем сложнее управлять этим видом транспорта: «Почти все модели рассчитаны на нагрузку до 120 килограммов. Управление самокатом при наличии на нем тяжелого пассажира затруднено, что делает его использование опасным для окружающих. Штраф в 10 тысяч рублей довольно быстро решит эту проблему».

Сроки оплаты штрафа

С момента вступления постановления суда в силу водитель должен оплатить штраф в течение 60 суток. Однако при оплате штрафа сразу после постановления в течение недели можно получить скидку в 50%.

Ответственность за неуплату

За неуплату штрафа в положенный срок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Штраф за езду без прав

Лишившись прав, ни в коем случае не садитесь за руль! О том, чем грозит вождение без прав (как забытыми дома, так и отсутствующими вообще), читайте в материале.

Где можно ехать?

Для устройств менее 250 Вт, то есть для пешеходов:

  • электросамокаты должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам,
  • если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине,
  • если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.

Для средств свыше 250 Вт:

  • по дороге по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов,
  • а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам.

Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам.

Важная тонкость о допуске электросамокатов к дорогам

Но в инструкции в подавляющем большинстве случаев будет ещё одно важное упоминание, даже для самокатов с двигателем мощностью менее 250 Ватт.

Дело в том, что почти все производители электрических самокатов фактически снимают с себя ответственность за инциденты на дорогах фразой наподобие “Данной устройство не предназначено для использования на дорогах общего пользования”.

Например, вот такая инструкция к одной из моделей:

Инструкция к модели электросамоката о непригодности для дорог общего пользования

Если такое упоминание к указанному электросамокату, который попал в ДТП с автомобилем, есть, то его эксплуатация на дороге была незаконной. Обратите также внимание, что к дорогам по тем же ПДД относятся тротуары, обочины.

Источники

  • https://dvizhenie24.ru/auto/autopravo/lishat-li-voditelskih-prav-za-pyanuyu-ezdu-na-elektrosamokate/
  • https://TonkostiDTP.ru/a/dtp-s-uchastiem-elektrosamokata-i-avtomobilya-na-doroge-kto-vinovat-i
  • https://AutoTonkosti.ru/q/vsyo-ob-elektrosamokatah-v-voprosah-i-otvetah-pravila-shtrafy-i
  • https://zashita-prav.info/upravleniye-v-sostoyanii-opyaneniya
  • https://dailystorm.ru/obschestvo/doezdilis-dlya-gonshchikov-na-elektrosamokatah-predlagayut-vvesti-osobo-krupnye-shtrafy
  • https://atvmedia.ru/materials/vozhdenie-v-netrezvom-vide-shtraf-ili-lishenie-prav

[свернуть]

от admin