СОДЕРЖАНИЕ

Определяем, что случилось с двигателем

Можно с уверенностью сказать, что это — наиболее неприятная поломка, которая влечет за собой полный выход из строя бытовой техники и большие расходы на ее ремонт либо на покупку нового оборудования. Для того чтобы проверить мотор стиральной машины на обрыв либо же замыкание обмотки ротора, с целью доказать или опровергнуть поломку, вы обязаны будете воспользоваться мультиметром:

Важно! В том случае, если обрыв будет, то сопротивление будет максимальным. Во время межвиткового замыкания общее сопротивление всей обмотки будет значительно меньше.

Виды двигателей стиральных машин

Стиральные машины автомат, которые сегодня стоят в домах потребителей, могут иметь один из трех видов электродвигателей:

  • Асинхронный, использовался в старых моделях. Простая конструкция, состоящая из стартера и ротора, имеет низкую себестоимость, работает тихо. Но из-за больших габаритов и невысокого КПД в современных машинах, этот мотор не применяется;
  • Коллекторный, именно этот вид используется в большинстве современных моделях автоматов. Ременная передача вращения от двигателя к барабану. По сравнению с предыдущим видом, имеет меньшие размеры, высокую скорость работы и независим от частоты электрической сети. Основные элементы конструкции: стартер, ротор, тахогенератор, электрощетки. Очень часто ремонт такого двигателя можно произвести самостоятельно;
  • Бесколлекторный или мотор с прямым приводом. Яркий пример современных стиральных машин с этим типом двигателя – модельный ряд LG. Соединен с барабаном напрямую, без ремня. Такой двигатель является трехфазным, коллектор – многополюсным, а ротор на постоянных магнитах. Имеет схожее строение с асинхронным, но меньше по размеру, с высоким КПД, отсюда и дорогая стоимость таких аппаратов.

Что следует знать о двигателе перед его проверкой: 2 важных момента

В рамках излагаемой темы достаточно представлять упрощенный принцип работы и особенности конструкции любого двигателя.

Принцип работы: какие электротехнические процессы необходимо хорошо представлять при ремонте

Любой движок состоит из стационарно закрепленного корпуса — статора и вращающегося в нем ротора, который еще называют якорь.

Устройство однофазного электродвигателя

Его круговое движение создается за счет воздействия на него вращающегося магнитного поля статора, формируемого протеканием электрических токов по статорным обмоткам.

Когда обмотки исправны, то по ним текут номинальные расчетные токи, создающие магнитные потоки оптимальной величины.

Если сопротивление прводов или их изоляция нарушена, то создаются токи утечек, коротких замыканий и другие повреждения, влияющие на работу электродвигателя.

Между статором и ротором выполнен минимально возможный зазор. Его могут нарушить:

  • разбитые подшипники;
  • попавшие внутрь механические частицы;
  • неправильная сборка и другие причины.

Когда происходит задевание вращающихся частей о неподвижный корпус, то создается их разрушение и дополнительные механические нагрузки. Все это требует тщательного осмотра, анализа состояния внутренних частей до начала электрических проверок.

Довольно часто не квалифицированный разбор является дополнительной причиной поломок. Пользуйтесь специальным инструментом и съемниками, исключающими повреждения граней валов.

Съемник подшипников электродвигателя

После разборки сразу во время осмотра проверяют люфты, свободный ход подшипников, их чистоту и смазку, правильность посадочных мест.

Кроме этого у коллекторного электродвигателя могут быть сильно изношены пластины или щетки.

Коллекторные пластины

Все это необходимо проверять до подачи рабочего напряжения.

Особенности конструкций, влияющие на технологию поиска дефектов

Обычно производитель электрические характеристики указывает на табличке, прикрепленной на корпусе. Этим сведениям стоит верить.

Характеристики асинхронного двигателя

Однако часто во время ремонта или перемотки конструкция статора изменяется, а табличка остается прежняя. Этот вариант следует тоже учитывать.

Для бытовой сети 220 вольт могут использоваться двигатели:

  • коллекторные с щеточным механизмом;
  • асинхронные однофазные;
  • синхронные и асинхронные трехфазные.

В схемах 380 вольт работают трехфазные синхронные и асинхронные электродвигатели.

Все они отличаются по конструкции, но, в силу работы по общим законам электротехники, позволяют использовать одинаковые методики проверок, заключающиеся в замерах электрических характеристик косвенными и прямыми методами.

О двигателях

Чтобы быстро устранить поломку, прежде всего, следует определить, какой именно мотор находится в приборе.

Важно! Стиральная машина, в зависимости от производителя, имеет определённый тип двигателя, который обладает своими особенностями, поэтому проверка каждой модели будет значительно отличаться.

Выделяют 3 основных типа моторных агрегатов:

  • Прямоприводный – применяют в современных машинах-автоматах (LG, некоторые модели SAMSUNG). Такой трехфазный электромотор соединён с барабаном, имеет многополюсный коллектор, ротор, окружённый постоянными магнитами, а также высокий уровень КПД, поэтому цена на машины с таким электродвигателем высокая.
  • Асинхронный двигатель имеет несложную конструкцию, которая состоит из стартера и ротора, но большие размеры и невысокий КПД делают мотор невыгодным, поэтому в современных машинках его не применяют.
  • Коллекторный электродвигатель имеет много преимуществ, которые способствуют использованию его в современных стиральных машинах (небольшие размеры прибора, высокая скорость не влияет на работу двигателя). Усовершенствованная конструкция мотора позволяет ремням передавать вращения от двигателя к барабану. Отремонтировать все детали можно самостоятельно.

Как провести диагностику электродвигателя в домашних условиях?

Легче всего проверить на исправную работу коллекторный мотор. Его проще снять в домашних условиях и можно проверить без применения профессионального дорогостоящего оборудования.

Что касается электродвигателей с прямым приводом, для их диагностики нужна система управления, да и снимать его придется вместе с баком, поскольку он является его неотъемлемой частью. Статор закреплен на болты к раме самой стиральной машины автомат, ротор также имеет жесткое крепление, которое в большинстве случаев не разборное. Ремонт таких стиральных машин чаще всего проводится только в сервисных центрах.

Прямоприводной

Обладает повышенным КПД за счёт дополнительного намагничивания от постоянных неодимовых магнитов. Стоит такой двигатель заметно дороже остальных, но выдаёт, подобно шаговому мотору, высокий КПД – порядка 90-95%. Не требует ремней или шестерней, через которые на барабан передавалось бы крутящее усилие.

Если двигатель не крутится или работает с перебоями, то у коллекторного первым делом проверяют исправность щёток. Вытащите их – изношенные щётки становятся в несколько раз короче новых: графит относится к мягким материалам и при интенсивной, многочасовой работе быстро изнашивается. Это главный недостаток коллекторного мотора.

Если щётки целые, то проверьте целостность ламелей. Почерневшие ламели можно почистить мелкой наждачкой либо в условиях мастерской на токарном станке. После очистки с ламелей удаляют следы счищенного материала.

Если ламели вконец изношены – заменяют весь ротор, так как эти контакты заменить невозможно. Хорошо, если рядом окажется точно такой же или похожий мотор с исправным и полностью рабочим ротором. При целостности щёток и ламелей остаётся проверить обмотки ротора и статора.

В прямоприводном двигателе проверяют целостность магнитов. Если один из них раскрошился или отлетел, можно заказать из Китая точно такие же или похожие неодимовые магниты и вклеить новые взамен разрушенных. Если магниты целые – проверяют исправность обмоток.

В коллекторном двигателе по очереди «прозвоните» обмотки на роторе, подключив тестер с помощью его щупов к соответствующим «парным» ламелям. Бесконечное сопротивление свидетельствует об обрыве, а почти нулевое – о межвитковом замыкании. Замыкание чаще всего происходит от постоянного перегрева, из-за которого эпоксидный клей, которым залита обмотка, и лак, покрывающий тонким слоем обмоточный провод, отслаиваются.

Переменное магнитное поле, наводимое обмоткой статора, делает своё чёрное дело – замкнутые витки из-за выделения слишком большого индукционного тока и собственного малого сопротивления буквально раскаляются, и эта часть обмотки попросту отгорает. Затем участок провода теряет контакт, и мультиметр указывает на обрыв контура. Обмотки ротора не должны замыкать на корпус (пробой катушек на вал).

Межвитковое замыкание случается как в роторе, так и в статоре. Статорная обмотка с короткозамкнутыми одним или несколькими витками не может обеспечить запрашиваемую потребителем мощность, при этом она перегревается. Если бы в стиральной машине на моторе не стоял термистор, то она стала бы пожароопасным прибором: из двигателя пойдёт дым, и сетевой предохранитель на электрощитке «выбивается».

Термистор выключает подачу электропитания на мотор, если тот нагрелся до 90 градусов: в норме исправный двигатель, даже при каждодневной стирке продолжительностью в несколько часов, не нагреется свыше 80 градусов.

В статорных электродвигателях имеется 3 обмотки: когда одна из них выходит из строя, оставшиеся 2 плохо «тянут». Двигатель обретает «мёртвую точку»: при остановке вала он может не запуститься. Одна обмотка – то же самое, что и полностью неисправный мотор. Двигатель так устроен, что все 3 статорные обмотки согласованно «толкают» ротор – при взаимодействии статорных и роторных магнитных полей.

Исправляется такая неполадка перемоткой двигателя: снимается старый эмальпровод, а вместо него наматывается новый. Продвинутый пользователь закажет нужный провод у российских или китайских поставщиков и перемотает статор самостоятельно. Начинающий – воспользуется услугами сервис-центра. «Залитый» заводом-изготовителем ротор перемотать в десятки раз сложнее – его заменят.

Наконец, в моторе могут износиться подшипники. Завод-изготовитель применяет достаточное количество смазки, чтобы двигатель мог работать несколько месяцев без дополнительного смазывания. Но температура вала и статорных торцов повышается от нагревания обмоток до нескольких десятков градусов, от искрения щёток (если они есть), отчего смазка постепенно испаряется. В идеале смазывать двигатель литолом или солидолом при каждодневной стирке белья нужно хотя бы раз в полгода.

Какими бы ни были высококачественными вал, пластины статора и подшипники, масляный «голод» – путь к трению, в десятки раз большему, чем при своевременно смазанном механизме.

Шарики и сепараторы подшипников изнашиваются, образуется паразитный зазор. Сепаратор и шарики разбиваются, вал «гуляет» и двигатель вибрирует на высоких оборотах. Появляется звук трения, вал заклинивает и двигатель работает крайне нестабильно. Зазор между ротором и статором (меньше 1 мм) с одной из сторон при шатании вала нарушается. Пластины статора и ротора стачиваются, что расцентровывает идеально сбалансированный заводом мотор. В свою очередь, расцентровка ведёт к дополнительной вибрации. Разобрав мотор, обязательно проверьте, в каком состоянии подшипники.

У прямоприводных двигателей изнашивается часть вала, соприкасающаяся с мотором. Это колесо, жёстко соединённое с валом двигателя. Оно меньше по диаметру, чем барабан. Накладка на этом колесе также изнашивается.

Сделана ли она из резины либо напоминает зубчатку косозубой шестерни, изношенный элемент нужно заменить.


Асинхронный

Устаревший тип. Несмотря на его простоту, магниты на роторе и обмотки статора, без колец и щёток, – вытеснен с рынка современных бытовых приборов за низкую мощностную отдачу и внушительные габариты. Он нашёл применение лишь у пользователей в качестве генератора – собранная установка может работать 30 лет и более без ремонта. Как потребитель он никудышный: выдаёт энергии вдвое меньше, чем забирает из электросети, остальное тратится на потери в работе.


Его усовершенствованная версия – шаговый двигатель в десятком обмоток, которому требуется плата импульсного драйвера. В шаговом двигателе устранён низкий КПД – у «шаговика» очень сильная тяга (моменты вырабатываемой крутящей силы при последовательной подаче импульсов тока на разные катушки).

Но такая схема в стиральных машинах-автоматах не применяется – слишком высоки обороты, потребовался бы мощный высокочастотный драйвер на десятки килогерц тактовой частоты.

Как проверить коллекторный двигатель?

Самый распространений двигатель, используемый в современных моделях стиральных машин. Проверить коллекторный двигатель стиральной машины можно самостоятельно в домашних условиях. Для начала электродвигатель необходимо извлечь из корпуса машины автомат. Сначала откручивается задняя или передняя стенка корпуса (в зависимости от модели стиральной машины). Сам мотор находится под баком с задней стороны и прикреплен к металлической раме  шпильками или болтами. Электрическое соединение оснащено через клеммы, которые легко размыкаются.

После того, как мотор будет извлечен, необходимо произвести последовательное соединение статора и ротора, а на концы подать сетевое напряжение в 220 Вт. Лучше всего, если оно будет подаваться через дополнительный балласт. В качестве него можно использовать ТЭН, главное чтобы мощность оборудования с активным сопротивлением было не менее 500Вт. Если после подключения к электросети двигатель производит вращение, а автотрансформатор не сильно нагревается, на этом этапе можно диагностировать нормальную работу мотора.

Как проверить щетки мотора?

Любая диагностика предусматривает демонтаж детали из корпуса. Предварительно отключите СМА от сети, перекройте впускной вентиль подачи воды.

  • Снимите верхнюю крышку, выкрутив винты крепления и сдвинув панель назад.
  • Отсоедините заливной шланг.
  • Выкрутите болты по периметру задней стенки. Уберите ее в сторону.

Под баком расположен электромотор. Отключите его проводку, выкрутите болты крепления. Потяните движок на себя и достаньте из корпуса.

Итак, узел перед вами. С обеих сторон его корпуса находятся щетки. Их стержни состоят из графитового материала, который стирается при контакте с ротором коллекторного двигателя. Тогда щетки прекращают передавать на ротор электричество и вращение останавливается. При сильном износе под стиралкой можно заметить искрение.

  • Отстегните проводку щеток.
  • Отодвиньте клемму и достаньте элемент.

При износе больше чем наполовину проводится замена. Обязательно менять одновременно две детали, независимо от степени истирания. Прочистите посадочные места от графитовой пыли. Прижмите пружину новой щетки и вставьте в гнездо. Верните на место клемму, подключите проводку.

Как правильно прозвонить обмотку ротора электродвигателя?

По причине замыкания или обрыва барабан в СМ может не полностью прокручиваться или совсем не вращаться. Во время замыкания мотор начинает нагреваться, отчего срабатывает защитный термостат и двигатель не запускается. Иногда при нагреве случается отслоение ламелей, что приводит к другой поломке.

Для диагностики обмотки вам понадобится тестер. Как проверить обмотку двигателя мультиметром:

  • Настройте тумблер на измерение сопротивления.
  • Прикоснитесь щупами к двум ламелям.
  • Исправные детали покажут значения от 20 до 200 Ом.
  • Если случился обрыв, значения на экране будут стремиться к бесконечности.
  • В случае замыкания показатели будут минимальными.

Чтобы исключить замыкание ротора, сделайте так:

  • Поверните тумблер в режим зуммера.
  • Один щуп приложите к железу ротора, другой прикладывайте к каждой ламели.

В исправном состоянии тестер не будет пищать.

Чтобы проверить, сгорел ли электродвигатель, необходимо выяснить сопротивление обмоток статора. Замкните проводки между собой, приложите к ним щуп мультиметра в режиме зуммера. Если послышится писк, значит, дело в замыкании.

Ремонт двигателя в таком случае — занятие бесполезное. Перемотать обмотку сложно и нецелесообразно. Дешевле заменить движок.

Осмотр ламелей

Как мы писали, при нагреве ламели могут отслаиваться. Тогда теряется контакт с ротором. Отслоение также случается, когда клинят подшипники. Или в стиралке с вертикальной загрузкой начинается цикл без закрытых створок барабана. Тогда работоспособность электродвигателя будет нарушена.

Если после осмотра вы заметили стружки, заусеницы, ламель можно проточить на токарном станке либо сдать в мастерскую.

Способы проверки

Существует два способа, позволяющих самостоятельно проверить исправность двигателя стиральной машинки. Для того чтобы суметь ими воспользоваться, вам нужно иметь хотя бы элементарное представление об устройстве двигателя и о том, как происходит его питание. В интернете можно найти множество схем, которые в доступном виде отображают эту важную информацию.

Виды устройств для проверки

Кроме стандартного набора инструментов (пассатижи, набор отвёрток и ключей), потребуется электротехнический прибор, выполняющий «прозвонку» мотора.

Мультиметр

Раньше мультиметр именовался авометром – это был стрелочный прибор, измеряющий сопротивление, напряжение и силу тока. Сегодня стрелочные приборы почти полностью ушли с рынка – за исключением миниатюрных, современных версий, которые найти проблематично. Они уступили место цифровым собратьям, которые позволяют проверять диоды, конденсаторы, катушки индуктивности и обмотки, и даже исправность транзисторов.

Тестер

То же, что и мультиметр, но может быть изготовлен и самостоятельно – из любого стрелочного гальванометра. Для проведения измерений тестер переключается в режим замеров сопротивления (значения на секторе с обозначениями Ом и кОм).

Прибор получил название «прозвонка» – за режим зуммера: при сопротивлении ниже 200 Ом срабатывает звуковой сигнализатор.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя. Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу». Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Читайте также:  Моющие пылесосы LG Cyking для сухой и влажной уборки

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Замена

Счастливые обладатели стиральных машин LG с инверторным мотором крайне редко интересуются вопросом замены или ремонта двигателя. В основном проблемой восстановления работоспособности бытовой техники обеспокоены владельцы стиральных машин с коллекторным двигателем.

О проблемах с обмоткой сигнализируют:

  • при запуске стиралки срабатывает предохранитель в распределительном щитке;
  • двигатель постоянно отключается по причине перегрева;
  • стиралка не реагирует на команду запуска стирки.

Об износе щеток можно понять по неприятному звуку скрежета, появляющемуся в процессе стирки. Также обратить внимание на щетки двигателя необходимо в ситуации, когда барабан стиральной машины вращается только на низких оборотах.

При подозрении на неисправность двигателя стиральной машины LG, его необходимо извлечь и протестировать более детально.

Как снять?

Демонтаж электродвигателя проходит по следующему алгоритму:

Готовимся к процессу. Для этого отключаем стиральную машину от электропитания, перекрываем кран подачи воды, выкручиваем заливной шланг.

Также необходимо выкрутить сливной фильтр (спрятан за люком в нижней части передней панели), отодвинуть бытовой прибор подальше от стены.

  • Демонтируем заднюю панель стиралки. Для этого используя крестовую отвертку, выкручиваем все крепления по периметру панели.
  • Как только задняя стенка будет демонтирована, взору откроется механический узел внутреннего устройства стиралки — шкив и ремень привода. Ремень нужно снять. Для этого одной рукой прокручивают шкив, а другой оттягивают и снимают ремень привода.
  • Под баком стиральной машины расположен мотор. Демонтировать электродвигатель мешают многочисленные провода. Их необходимо отсоединить. Перед тем как снять проводку, расположение разъемов и схемы подключения их к электродвигателю необходимо сфотографировать.
  • Освободив мотор от проводки выкручиваем фиксирующие болты и снимаем двигатель с втулок (деталь чуть сдвигаем вперед).
  • Как только электродвигатель будет извлечен из корпуса стиральной машины, его можно будет более детально рассмотреть и протестировать на предмет неисправностей.

    Итак, чтобы проверить сгорел электродвигатель или нет, необходимо поочередно подсоединить обмотку статора и ротора (оставшиеся концы) к источнику напряжения. Если вращение отсутствует — двигатель подлежит замене.

    Чтобы проверить щетки двигателя, их достаточно хорошенько рассмотреть (элементы расположены по бокам корпуса). Стертые щетки в разы меньше по размеру, чем оригинальные новые детали. Даже если стерлась только одна щетка, замене подлежать обе детали.

    После этого один щуп тестера прикладывают к корпусу, второй — к обмотке. Звуковой сигнал укажет на то, что существует проблема обрыва обмотки (стиралка может биться током).

    Ремонт двигателя в домашних условиях (особенно если вопрос касается обмотки) нецелесообразен экономически. По трудозатратам и материально выгоднее заменить вышедший из строя электродвигатель.

    Как снять и отремонтировать двигатель стиральной машины LG, подскажет видео:

    Как проверить, нужно менять или можно провести ремонт?

    Иногда двигатель нуждается в полной замене, а иногда его можно отремонтировать. Если стиральная машинка оснащена электронным табло, то на его неправильную работу будет указывать код ошибки F02. В механических приборах вращается ручка программатора и мерцает индикатор над кнопкой «Питание/Старт». Он горит 1 раз, после чего следует пауза.

    О том, что двигатель вышел из строя, также может сигнализировать код ошибки F02. Если речь идет о машинках с механическим приводом, то будет вращаться ручка программатора и два раза мерцать индикатор «Питание/Старт». Эта ошибка указывает на то, что на модуль поступила информация, указывающая на неправильную работу двигателя.


    Появление ошибок F01 и F02 указывает на то, что двигатель нужно осмотреть и проверить на работоспособность. О том, как его снять, рассказано выше.

    Когда он окажется снаружи, его пытаются запустить в работу, для чего последовательно соединяют обмотку ротора и стартера, после чего подключают двигатель к источнику переменного тока дающего напряжение в 220 Вольт.

    Если двигатель вращается, значит его удастся отремонтировать. Уже на этом диагностическом этапе можно обнаружить повышенный уровень шума, издаваемый мотором или увидеть искры, отлетающие от щеток.

    Электрощеткам при проведении диагностики всегда уделяют особое внимание. Они располагаются по обеим сторонам корпуса стиральной машины и необходимы для того, чтобы сглаживать силу трения. На износ щеток указывает их укорочение, что несложно заметить при обычном осмотре.

    Для проверки щеток на работоспособность поступают следующим образом:

    1. Откручивают болты.
    2. Сжимают пружину и снимают щетку.
    3. Если длина наконечника не превышает 15 мм, щетки нужно заменить. Сделать это несложно, если речь идет о двигателе нового образца. В старых моделях щетки могут быть спрятаны внутри мотора. В этом случае его придется разбирать полностью.

    Также нужно проверить работоспособность ламелей. Для этого необходимо осмотреть коллектор, достав ротор из мотора. Замена требуется в том случае, если ламели отслоились, произошел обрыв проводов, либо появились заусенцы. В этом случае при вращении двигателя щетки будут искрить.

    Если ламели слегка отслоились, то справиться с проблемой можно их проточкой, но для выполнения этой процедуры необходим токарный станок.

    Как подключить новый?

    После того как откручены крепежные элементы и неисправный мотор извлечен из корпуса стиральной машины, на его место можно установить новый двигатель. Замена проводится на новый механизм точно соответствующий демонтированной детали по форме крепления, мощности и другим техническим параметрам.

    Алгоритм действий:

    • новый двигатель вставляем втулками в посадочные отверстия, зажимаем крепежные болты;
    • ориентируясь на ранее сделанные фотопометки, подключаем проводку;
    • не спеша прокручивая шкив, натягиваем на него ремень привода;
    • фиксируем на прежнее место заднюю панель.

    Где и по какой цене приобрести деталь?

    Для того, чтобы не ошибиться с выбором нового двигателя, необходимо точно знать название и номер модель стиральной машины LG.

    Необходимую информацию можно найти на специальной табличке, расположенной на передней панели под дверцею люка или на задней стенке.

    Если табличка затерлась, и значки на ней распознать невозможно, модель и номер стиральной машины всегда можно посмотреть в паспорте бытовой техники.

    Покупать двигатель лучше на специализированных сайтах по продаже запчастей к бытовой технике (минимальны риски покупки низкокачественных подделок).

    Стоимость нового мотора на стиральную машину LG варьируется от 3000 руб. до 5000 руб.

    Этапы проведения проверки

    Почему проверять будем именно коллекторный двигатель? Потому что остальные типы в домашних условиях проверить невозможно. Определить их поломку вы можете только по внешним признакам, либо по коду ошибки на дисплее машины.

    Первым делом нужно достать мотор из корпуса машины. Чтобы это сделать, отключите стиралку от напряжения, отсоедините все коммуникации. Теперь:

    • Нужно снять заднюю крышку с корпуса. В некоторых моделях, предварительно придется убрать верхнюю крышку. Для этого открутите сзади два винта и отставьте верхнюю панель в сторону.
    • Выкрутите болты по периметру задней крышки, снимите ее.
    • Внизу, под баком, вы увидите двигатель.
    • Сфотографируйте разъемы, отсоедините проводку.
    • Выкрутите болты, удерживающие мотор. Вытащите его из корпуса.

    Чтобы проверить, сгорел ли электродвигатель, достаточно поверхностно его осмотреть. Далее приступите к серьезной проверке: подсоединяйте поочередно обмотки статора и ротора, оставшиеся концы провода подключите к источнику напряжения 220 Вольт. Действуйте согласно схеме ниже.

    Таким образом вы проверите электромотор стиральной машины. Если он вращается, значит, еще работает, если нет – подлежит замене.

    Однако нужно учитывать, что в рабочей среде вращение детали происходит под нагрузкой. Поэтому нужно полностью проверить все составляющие.

    Признаки износа щеток:

    • При работе СМ слышится шум, скрежет.
    • Барабан вращается только на низких оборотах или вовсе останавливается.

    Быстрому износу способствует перегрузка стиралки бельем, постоянное включение отжима только на высоких оборотах.

    Устанавливаются элементы в обратном порядке, затем к ним подключается проводка.

    Дефекты ламелей коллектора

    Дефекты коллекторных двигателей, вследствие неисправности ламелей на самом деле немного — это неконтакты ламелей и секций обмотки ротора, а также перегрев и возможное последующее отслоение ламелей.

    Ламели крепятся на коллекторе с помощью клея, а электрическое соединение их с секциями обмотки ротора обеспечивают специальные «закусывающие» крючки.

    Самый распространенный дефект ламелей — это обрыв провода секции ротора в месте соединения с той или иной ламелью (об этом мы подробно останавливались выше).

    Гораздо худший случай, когда по разным причинам ламели перегреваются и отслаиваются.
    Рис. Перегрев и отслоение ротора

    Подобный дефект обычно бывает вызван короткими замыканиями в промежутках между ламелями, замыканиями в секциях якорной обмотки или вследствие механического торможения (заклинивания) ротора — в любом случае ламели сильно нагреваются (и отслаиваются), вследствие прохождения через них тока, значительно превышающего номинальный уровень.

    Торможение якоря двигателя возможно, например, при заклинивании подшипников мотора или барабана СМ. Также подобный дефект возникает, если в машинках с вертикальной загрузкой потребители забывают закрыть створки барабана — раскрытые створки блокируют вращение барабана, а вследствие этого — и якоря мотора.

    В подавляющем большинстве случаев дефекты ламелей (перегрев, отслоение и др.) являются следствием других неисправностей двигателя, элементов стиральной машины или вследствие некорректных действий пользователей.

    Если отслоение ламелей на коллекторе незначительное (менее 0,5 мм), подобный дефект устраняется проточкой самого коллектора на станке (не всегда, правда, с положительным эффектом). Не следует забывать, что после подобной операции в промежутках между ламелями может оставаться медная стружка (или пыль), поэтому необходимо тщательно очистить эти промежутки. Кроме того, на ламелях после проточки коллектора могут остаться заусеницы — их также необходимо удалить.

    Сам факт отслоения ламелей на коллекторе легко выявить как визуально — так, если вручную вращать ротор двигателя, щетки в этом случае будут издавать сильный характерный треск.

    Проблемы с обмоткой

    Из-за неисправности обмотки статора и ротора двигатель теряют свою мощность или полностью прекращает движение. Почему так происходит: в неисправной обмотке случаются короткие замыкания, из-за этого корпус мотора нагревается до 90 градусов. В результате срабатывает термостат, и двигатель отключается.

    При нарушении целостности придется полностью менять обмотку или покупать новый двигатель. Выполнить такой ремонт на дому нельзя.

    Как правильно прозвонить обмотку ротора электродвигателя? Возьмите тестер мультиметр, настройте его в режим измерения сопротивления. Прикладывайте щуп к каждой ламели, сверяя показания. Исправная деталь не должна показать более 20-200 Ом.

    Теперь вы знаете, как проверить сопротивление обмотки двигателя.

    Далее переключите тестер в режим зуммера. Подключите щуп к ротору и к каждой ламели поочередно. Если услышите сигнал – возникла неисправность.

    Рассмотрим, как проверить обмотку статора, прозвонив двигатель тестером. Прикладывайте щуп поочередно к каждому концу обмотки. Услышали сигнал? Это говорит о межвитковом замыкании.

    Для диагностики на пробой корпуса один щуп приложите к обмотке, другой к корпусу. Наличие сигнала подскажет о пробое. В таком случае СМА может биться током.

    Если вы определили, что мотор неисправен, при замене проверяйте совместимость двигателя и стиральных машин. Всегда покупайте деталь конкретно для вашей модели.

    Одним из наиболее важных элементов стиральной машины является двигатель, без которого она не сможет работать. Поэтому в случае неисправности необходимо провести полную диагностику этой электродетали.

    Проверка щёток

    Внимание! Определить изношенность щётки можно благодаря визуальному осмотру, наличию искр при работе двигателя или появлению звуков во время стирки.

    Электрощетки могут изнашиваться из-за перегруженного бака при стирке, использовании максимальных оборотов во время отжима, а также при замыкании в витках обмотки двигателя. Для каждой модели стиральной машинки существует определённый тип щёток, которые следует купить в специализированном магазине.

    Важно! Если новые щётки не притёрлись ко всем частям моторного отдела, может возникнуть появление сильных искр.

    Твёрдые щётки прослужат дольше, но излишняя твёрдость может негативно повлиять на коллектор и приведёт к его поломке.

    Тестируем двигатель

    Когда принято решение самостоятельно протестировать двигатель, необходимо тщательно изучить устройство мотора. На стиралках от Индезит устанавливается движок коллекторного типа, выгодно отличающийся компактностью и высокой мощностью. Неотъемлемая часть устройства – приводной ремень, соединяющийся со шкивом барабана и запускающий процесс вращения.

    Что касается внутреннего механизма, то под корпусом прячутся несколько отдельных деталей: ротор, статор и две электрощетки. Контролирует скорость в оборотах расположенный сверху таходатчик. Специалисты используют несколько способов для проверки работоспособности двигателя. Но для начала нужно достать его из стиральной машинки.

    1. Снимаем заднюю панель стиралки, открутив болты по периметру.
    2. Ослабляем и убираем приводной ремень, одновременно вращая шкив.
    3. Отключаем подведенную к двигателю подводку.

    Рекомендуется перед разборкой машинки фотографировать подведенную проводку, чтобы избежать ошибок при обратной сборке.

    1. Отвинчиваем удерживающие болты и, раскачивая движок в стороны, достаем наружу.

    Заключительный этап: особенности проверок двигателей под нагрузкой

    Нельзя делать заключение об исправности электродвигателя, полагаясь только на показания мультиметра. Необходимо проверить рабочие характеристики под нагрузкой привода, когда ему необходимо совершать номинальную работу, расходуя приложенную мощность.

    Например, владелец очень короткого видео ЧАО Дунайсудоремонт считает, что замерив ток в обмотках, он убедился в готовности отремонтированного движка к дальнейшей эксплуатации.

    Однако такое заключение можно дать только после выполнения длительной работы и оценки не только величин токов, но и замера температур статора и ротора, анализа систем теплоотвода.

    Не выявленные дефекты неправильной сборки или повреждения отдельных элементов могут повторно вызвать дополнительный ремонт с большими трудозатратами. Если же у вас еще остались вопросы по теме, как проверить электродвигатель мультиметром, то задавайте их в комментариях. Обязательно обсудим.

    Электродвигатель – основная составляющая любой современной бытовой электротехники, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, использующийся в домашнем хозяйстве. В случае выхода какого-либо прибора из строя в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, в исправном ли состоянии находится мотор, его необходимо проверить. Нести аппарат в мастерскую для этого необязательно, достаточно располагать обычным тестером. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

    Основные причины неисправности электродвигателя

    Основные причины поломки двигателя стиральной машины могут быть следующими:

    • Неисправности коллекторных ламелей,
    • Обрывы в роторных и статорных обмотках,
    • Изношенность щеток двигателя.

    Неисправности ламелей чаще всего происходят из-за замыкания в обмотках.

    Поломка ламелей

    Вследствие поломок ламели могут терять контакт с секцией роторной обмотки. Так же они могут слишком сильно нагреваться и даже отслаиваться. Ламели фиксируются на коллекторе клеящим веществом. А электро соединение с секциями роторной обмотки создают особые крючки. Один из самых частых вариантов поломки данной детали двигателя – обрывание шнура в роторной секции в местах соединения с ламелью.

    Намного хуже, если вследствие чрезмерного нагрева ламель отслоилась. Такая поломка происходит из-за замыканий в секциях обмотки, между ламелями и роторного заклинивания. Такой дефект происходит потому, что через ламели проходит электричество существенно выше рабочего уровня.

    Это может произойти, когда клинят подшипники или когда в стиральной машине с вертикальной загрузкой началась стирка с незафиксированными в закрытом положении створками барабана. Чаще данный дефект ламелей нам сообщает о том, что имеют место быть какие-то другие поломки электродвигателя или машинка эксплуатируется не правильно.

    Несущественное отслоение, не превышающее половины миллиметра, убирается при помощи проточки коллектора на специальном станке. После этого нужно внимательно осмотреть и очистить все части детали от пыли и стружки и устранить заусенцы.

    Для того, чтобы определить наличие данной неисправности вы можете не спеша покрутить ротор своими руками. Если вы услышите характерное трещание, значит, скорее всего, данная поломка есть.

    Изношенность щеток мотора

    Если щетки двигателя стиральной машины износились, то пришла пора поменять их на новые. Новые щетки вы можете найти в специализированных магазинах. Так же их можно приобрести под заказ. Самый простой способ найти подходящие детали для стиральной машины – воспользоваться поисковыми системами в интернете. В поисковой выдаче Гугла или Яндеса вы сможете найти организации, которые продают данные запчасти. А позвонив им, вы сможете уточнить, если ли нужные вам щетки в наличии или оставить на них заказ.

    Кстати, довольно сильное искрение может происходить тогда, когда щетки еще новые и не притерлись к внутренним частям двигателя. Еще один повод, для того, чтобы решить, что щетки износились – неполное вращение барабана машинки. Довольно часто это происходит и при проблеме с приводным ремнем. Например, когда он порвался или соскользнул со шкива. Так же причиной происходящего может послужить замыкания между витков обмотки движка.

    В большинстве случаев щетки от других двигателей не подойдут. Необходимо приобрести щетки, предназначенные именно для вашего мотора.

    Твердость щеток может влиять на то, насколько долго они будут работать. Но очень твердые щетки могут со временем привести в негодность коллектор.

    Замыкания и обрыв роторных и статорных обмоток

    Двигатель стал менее мощным? Возможны короткие замыкания, происходящие между витков обмотки. Как мы уже писали выше, при подобной поломке барабан машинки может не вращаться или вращаться не полностью.

    Электродвигатель перестал работать? Скорее всего, произошел обрыв в статорных обмотках. Так же это может произойти из-за слишком сильного нагрева корпуса мотора из-за коротких замыканий все в тех же обмотках движка. Если двигатель нагрелся до температуры свыше девяноста градусов, то сработает специальный термостат, предназначенный для защиты. Нормальная температура при работе электродвигателя не должна превышать восьмидесяти градусов. Как вы уже прочитали выше, при перегреве двигателя и замыканиях, возможно, отслоение ламелей.

    Кроме того, короткие замыкания в обмотке двигателя стиральной машины могут появиться из-за нарушения изоляции. К сожалению, в этом случае придется менять весь двигатель. Либо заново создавать обмотку. Что очень не просто. И мы не рекомендуем делать это самостоятельно.

    Замыкание в двигателе машинки может стать причиной многих других неисправностей. Например, могут прийти в негодность контакты разъемов модуля управления, могут выйти из строя силовой симистор, реле реверса и прочее.

    Неисправности ротора

    Чаще всего это бывает, если произошло замыкание или обрыв обмоток. При этих неисправностях двигатель может вообще не работать. Во время работы машины может наблюдаться снижение мощности. При короткозамкнутых обмотках происходит очень сильный нагрев мотора. Нормой является температура в районе 80 градусов. В случае ее повышения до 90 градусов, сработает защита, в которой задействован термостат, и двигатель перестанет работать.

    Проверка обмоток на обрыв или замыкание выполняется с помощью мультиметра. Прибор должен находиться в режиме измерений сопротивлений. Следует замерить соседние пары ламелей. Оно должно быть везде одинаковым, но не менее 20 и не более 200 Ом. Сопротивление менее 20 Ом может свидетельствовать о коротком замыкании обмоток.

    Сопротивление намного больше 200 Ом до бесконечности, говорит об обрыве обмоток. Следует проверить отсутствие замыкания между ламелями и железом ротора. Прибор должен находиться в режиме прозвонки. В случае появления сигнала зуммера, можно сделать вывод о замыкании между витками обмотки.

    На наличии короткого замыкания следует проверить и обмотку статора. Если мультиметр не издает звука, значит, замыкания нет. При появлении звукового сигнала, делается вывод о межвитковом замыкании.

    Замыкание или обрыв проводки ротора или статора

    Наверное, это самая неприятная поломка, которая может случиться. Чтобы проверить мотор стиральной машины на обрыв или замыкание обмотки ротора

    , вам понадобится мультиметр: Включите мультиметр в режим измерения сопротивления и замеряйте сопротивление между всеми соседними ламелями – оно должно быть везде равным в пределах 20-200 Ом. Если будет обрыв, то сопротивление будет максимальным. При межвитковом замыкании общее сопротивление обмотки будет меньше.

    Для проверки замыкания ротора на пакет железа переключите мультиметр в режим зуммера и соедините один конец с железом ротора, а второй перемещайте поочередно по ламелям, мультиметр не должен издавать сигнала.

    Теперь нужно проверить обмотку статор

    а на наличие межвиткового замыкания, для этого также мултиметром в режиме зуммера замыкайте поочередно между собой все концы проводки, мультиметр должен молчать. Если вы увидели и услышали сигнал мультиметра, значит у вас межвитковое замыкание.

    После этого для проверки пробоя проводки на корпус замкните один конец мультиметра на корпус, а второй замыкайте поочередно на проводки, сигнала быть не должно. Если он есть, значит у проводки нарушена изоляция и она пробита на корпус. В таком случае стиральная машина может биться током .

    Если вы выявили обрыв или замыкание обмоток, то ремонтировать такой двигатель не имеет смысла. Конечно существуют варианты, перемотать обмотку, но это будет стоить намного дороже, чем купить новый. Поэтому при такой неисправности мотор следует заменить. Либо заменить ту часть которая неисправна (если возможно купить такую), например, только ротор или только статор.

    Причин поломки стиральной машины автомат может быть много. Самые распространенные из них: ошибки потребителей, допущенные при эксплуатации, неправильная загрузка белья, некачественные моющие средства для стирки, заводской брак во время производства, слишком жесткая водопроводная вода и т.п.

    Выйти из строя может любой элемент бытового прибора. В зависимости от серьезности неисправности, может потребоваться простой , который производится в домашних условиях самостоятельно. В более серьезных случаях придется обращаться за помощью к профессиональному мастеру, который сможет установить причину и произвести сложный ремонт.

    Самая важная часть стиральной машины – двигатель. Главная его задача – вращение барабана. Его поломка может произвести к серьезной проблеме, вплоть до выхода из строя всей стиральной машины автомат.

    Проверка статора

    Так же, как и при проверке ротора, здесь тоже необходим мультиметр, который должен определить межвитковое замыкание с помощью сигнала, издаваемого при поочерёдном замыкании всех концов проводки.

    Необходимо также проверить машинку на пробои проводки. Для этого следует замкнуть одним концом мультиметр с корпусом стиральной машины, а другим поочерёдно замыкать по проводкам. Появление звука говорит о том, что нарушена изоляция и машинка может ударить током.

    Важно! При обнаружении таких проблем правильным решением будет купить новый двигатель, так как ремонт может обойтись дороже.

    Советы

    • Раз в полгода-год проверяйте состояние смазки подшипников мотора. Если она на исходе, очистите вал от остатков старой смазки и добавьте новую. Не используйте индустриальное масло – оно быстро высыхает при 50-80 градусах.
    • Не перегружайте машину, «гоняя» её на пределе. Если модель предусматривает 7 кг белья, нагрузите на 5-6 кг.
    • Снизьте обороты во время отжима, особенно когда белья много (околопредельный вес). Вместо 1000 оборотов в минуту лучше использовать 400-600.
    • Лёгкие вещи требуют освежающей стирки – один основной цикл, одно полоскание, один отжим. Не затягивайте стирку на 3 часа, когда загрязнения белья невелики. Если есть сушилка и утюг, можно не пользоваться режимом сушки и лёгкой глажки.
    • Зафиксируйте машину, установив её в небольшое углубление, на сантиметр «утопив» ножки в пол. На высоких оборотах она не сдвинется с места.
    • Не подвешивайте СМА на кронштейнах над полом, даже если стена выполнена из железобетона. Поймав резонанс при тряске во время отжима белья, можно и дом завалить.
    • Если питающее напряжение в вашей сети часто меняется, используйте высокомощный стабилизатор или ИБП, выдающий стабильные 220 вольт.
    • При проверке двигателя на работоспособность включайте его последовательно через ТЭН машины – неисправные обмотки будут сохранены, так как в случае их малого сопротивления, замыканий спираль ТЭНа будет быстро нагреваться.
    • В проводке (линии) розетки, в которую включается СМА, должен задействоваться дополнительный дифавтомат.

    Как проверить якорь электродвигателя: 4 типа разных конструкций

    Роторные обмотки создают магнитное поле, на которое воздействует поле статора. Они тоже должны быть исправны. Иначе энергия вращающегося магнитного поля будет расходоваться впустую.

    Обмотки якоря имеют разные конструкции у двигателей с фазным ротором, асинхронным и коллекторным. Это стоит учитывать.

    Виды

    Двигатель стиральной машины Indesit – главный компонент ее конструкции, без которого работа устройства будет невозможна. Производитель создает технику с разными моторами. Отличаются они между собой по мощности и не только. Среди них можно выделить:

    • асинхронный;
    • коллекторный;
    • бесколлекторный.



    В старых моделях техники Indesit можно встретить асинхронный электродвигатель, который обладает простой конструкцией. Если его сравнивать с современными разработками, то такой мотор выполняет меньшее количество оборотов. Двигатель этого типа перестали использовать в новых моделях, потому что он не только большой и тяжелый, но и имеет маленький коэффициент полезного действия. Предпочтение производитель отдал коллекторному типу и бесколлекторному. Первый тип гораздо меньше асинхронного мотора. В конструкции имеется ременная передача. Из преимуществ высокая скорость работы, независимо от частоты, которую демонстрирует используемая электрическая сеть. В конструкции также присутствуют такие элементы:

    • щетки;
    • стартер;
    • тахогенератор;
    • ротор.



    Другое преимущество – возможность даже с минимальными знаниями произвести ремонт двигателя дома самостоятельно. Бесколлекторный вид отличается прямым приводом. То есть у него отсутствует ременная передача. Здесь агрегат напрямую соединяется с барабаном стиральной машины. Это трехфазный агрегат, в нем стоит многополосный коллектор и ротор, в конструкции которого используется постоянный магнит.

    Из-за высокого КПД стоимость моделей стиральных машин с таким мотором значительно выше.

    Как подключить?

    Подробное изучение электросхемы позволяет понять принцип работы мотора. Подключение двигателя к сети происходит без пускового конденсатора. На агрегате также отсутствует обмотка. Проверить проводку можно посредством мультиметра, который призван определять сопротивление. Один щуп присоединяется к проводам, другим ищут пару. Провода таходатчика выдают 70 Ом. Их отодвигают. Остальную проводку также прозванивают.

    На следующем этапе должно остаться два проводка. Один идет на щетку, второй на конец обмотки на роторе. Конец обмотки на статоре соединяют с щеткой, расположенной на роторе. Специалисты советуют делать перемычку, а после обязательно дополнять ее изоляцией. Сюда потребуется подать напряжение в 220 В. Как только мотор получит питание, он начнет свое движение. При проверке двигателя он должен быть зафиксирован на ровной поверхности. Работать даже с самодельным агрегатом опасно.

    Поэтому важно соблюдать технику безопасности.

    Как проверить?

    Иногда требуется проверка мотора. Предварительно агрегат вынимают из корпуса. Последовательность действий пользователя следующая:

    • первой удаляется панель сзади, удерживают ее небольшие болты по периметру;
    • если это модель с приводным ремнем, то его снимают, совершая одновременно вращательное движение шкивом;
    • проводка, что идет к мотору, отключается;
    • двигатель внутри также держат болты, их откручивают и вынимают агрегат, расшатывая его в разные стороны.

    При выполнении описываемой работы стиральная машинка обязательно должна быть отключена от сети. Когда предварительный этап закончен, пришло время провести диагностику. Можно говорить о нормальной работе мотора после того, как он начал движение при соединении провода с обмотки статора и ротора. Обязательно подается напряжение, поскольку техника отключена. Однако специалисты говорят, что протестировать таким образом двигатель полностью нельзя.

    В будущем предполагается его использование в разных режимах, поэтому дать полную оценку не получится.


    Есть и другой недостаток – из-за прямого соединения может произойти перегрев, а он нередко вызывает короткое замыкание. Можно снизить риск, если включить в цепь ТЭН. Если замыкание и произойдет, то нагреваться станет он, двигатель при этом останется в безопасности. При проведении диагностики стоит проверить состояние электрощеток. Они необходимы, чтобы сглаживать силу трения. Поэтому располагаются по обе стороны корпуса стиральной машины. Весь удар приходится на наконечники. Когда щетки изношены, они уменьшаются в длине. Заметить это даже при визуальном осмотре несложно.

    Проверить щетки на работоспособность можно следующим образом:

    • сначала потребуется снять болты;
    • удаляют элемент после того, как сжали пружину;
    • если длина наконечника менее 15 мм, то пора заменить щетки на новые.

    Но это не все элементы, которые стоит проверить при проведении диагностики. Обязательно тестируют ламели, именно они отвечают за передачу электричества к ротору. Прикрепляют их не на болты, а клей к валу. Когда мотор заклинивает, они отслаиваются и разрушаются. Если отслойка несущественная, то двигатель можно не менять.

    Исправляют ситуацию при помощи наждачки или токарного станка.


    Как отремонтировать?

    Если техника искрит, то эксплуатировать ее строго запрещено. Ремонт и замену некоторых элементов можно произвести дома самостоятельно, а можно вызвать специалиста. Если проблема с обмоткой, то двигатель не сможет набрать требуемое количество оборотов, а иногда и вовсе не запускается. В этом случае имеет место короткое замыкание, вызывающее перегрев. Установленный в конструкции термодатчик моментально срабатывает и вырубает агрегат. Если пользователь не отреагирует, то со временем придет в негодность термистор.

    Проверить обмотку можно мультиметром в режиме «Сопротивление». Щуп укладывают на ламель и оценивают полученное значение. В нормальном состоянии показатель должен быть от 20 до 200 Ом. Если на экране цифра меньше, значит, имеет место короткое замыкание. Если больше, то появился обрыв. Если проблема заключается в обмотке, то лучше обратиться в сервисный центр. Замену ламелей не производят. Их затачивают на специальном станке или наждачкой, потом пространство между ними и щетками прочищают кисточкой.


    Синхронные модели с фазным ротором

    На якоре создаются выводы проводов в виде металлических колец, расположенных с одной стороны вала около подшипника качения.

    Провода схемы уже собраны до этих колец, что наносит небольшие особенности на их проверку мультиметром. Отключать их не стоит, однако методика, описанная выше для статора, в принципе подходит и для этой конструкции.

    Такой ротор тоже можно условно представить как работающий трансформатор. Требуется только сравнить индивидуальные сопротивления их цепочек и качество изоляции между ними, а также корпусом.

    Якорь асинхронного электродвигателя

    В большинстве случаев ситуация здесь намного проще, хотя могут быть и проблемы. Дело в том, что такой ротор выполнен формой «беличье колесо» и его сложно повредить: довольно надежная конструкция.

    Короткозамкнутые обмотки выполнены из толстых стержней алюминия (редко меди) и прочно запрессованы в таких же втулках. Все это рассчитано на протекание токов коротких замыканий.

    Однако на практике происходят различные повреждения даже в надежных устройствах, а их как-то требуется отыскивать и устранять.

    Цифровой мультиметр для выявления неисправностей в обмотке «беличье колесо» не потребуется. Здесь нужно иное оборудование, подающее напряжение на короткое замыкание этого якоря и контролирующее магнитное поле вокруг него.

    Однако внутренние поломки таких конструкций обычно сопровождаются трещинами на корпусе, а их можно заметить при внимательном внутреннем осмотре.

    Кому интересна такая проверка электрическими методами, смотрите видеоролик владельца Viktor Yungblyudt. Он подробно показывает, как определить обрыв стержней подобного ротора, что позволяет в дальнейшем восстановить работоспособность всей конструкции.

    Коллекторные электродвигатели: 3 метода анализа обмотки

    Принципиальная электрическая схема коллекторного двигателя в упрощенной форме может быть представлена обмотками ротора и статора, подключенными через щеточный механизм.

    Схема собранного электродвигателя с коллекторным механизмом и щетками показана на следующей картинке.

    Обмотка ротора состоит из частей, последовательно подключенных между собой определенным числом витков на коллекторных пластинах. Они все одной конструкции и поэтому имеют равное активное сопротивление.

    Это позволяет проверять их исправность мультиметром в режиме омметра тремя разными методиками.

    Самый простой метод измерения

    Принцип №1 определения сопротивления между коллекторными пластинами я показываю на фото ниже.

    Здесь я допустил одно упрощение, которое в реальной проверке нельзя совершать: поленился извлекать щетки из щеткодежателя, а они создают дополнительные цепочки, способные исказить информацию. Всегда вынимайте их для точного измерения.

    Щупы ставятся на соседние ламели. Такое измерение требует точности и усидчивости. На коллекторе необходимо нанести метку краской или фломастером. От нее придется двигаться по кругу, совершая последовательные замеры между всеми очередными пластинами.

    Постоянно контролируйте показания прибора. Они все должны быть одинаковыми. Однако сопротивление таких участков маленькое и если омметр недостаточно точно на него реагирует, то можно его очувствить увеличением длины измеряемой цепочки.

    Способ №2: диаметральный замер

    При этом втором методе потребуется еще большая внимательность и сосредоточенность. Щупы омметра необходимо располагать не на соседние ближайшие пластины, а на диаметрально противоположные.

    Другими словами, щупы мультиметра должны попадать на те пластины, которые при работе электродвигателя подключаются щетками. А для этого их потребуется как-то помечать, дабы не запутаться.

    Однако даже в этом случае могут встретиться сложности, связанные с точностью замера. Тогда придется использовать третий способ.

    Способ №3: косвенный метод сравнения величин маленьких сопротивлений

    Для измерения нам потребуется собрать схему, в которую входит:

    • аккумулятор на 12 вольт;
    • мощное сопротивление порядка 20 Ом;
    • мультиметр с концами и соединительные провода.

    Следует представлять, что точность измерения увеличивает стабильность созданного источника тока за счет:

    • высокой емкости аккумулятора, обеспечивающей одинаковый уровень напряжения во время работы;
    • повышенная мощность резистора, исключающая его нагрев и отклонение параметров при токах до одного ампера;
    • короткие и толстые соединительные провода.

    Один соединительный провод подключают напрямую к клемме аккумулятора и ламели коллектора, а во второй врезают токоограничивающий резистор, исключающий большие токи. Параллельно контактным пластинам садится вольтметр.

    Щупами последовательно перебираются очередные пары ламелей на коллекторе и снимаются отсчеты вольтметром.

    Поскольку аккумулятором и резистором на короткое время каждого замера мы выдаем одинаковое напряжение, то показания вольтметра будут зависеть только от величины сопротивления цепочки, подключенной к его выводам.

    Поэтому при равных показаниях можно делать вывод об отсутствии дефектов в электрической схеме.

    При желании можно измерить миллиамперметром величину тока через ламели и по закону Ома, воспользовавшись онлайн калькулятором, посчитать величину активного сопротивления.

    Мой цифровой Mestek MT102, несмотря на выявленные в нем недостатки, нормально справляется с этой задачей.

    Двигатели постоянного тока

    Конструкция их ротора напоминает устройство якоря коллекторного двигателя, а статорные обмотки создаются для работы со схемой включения при параллельном, последовательном или смешанном возбуждении.

    Раскрытые выше методики проверок статора и якоря позволяют проверять двигатель постоянного тока, как асинхронный и коллекторный.

    От admin