СОДЕРЖАНИЕ

Общие особенности

Герметизация необходима там, где есть стыки и щели, обычно это корпуса и полости пластиковых компонентов, например, где расположен аккумулятор.

Существует два метода герметизации:

– промазывание герметиком;

– установка резиновой прокладки.

В первом случае нужно по периметру крышки или стыка намазать герметик, после чего детали собираются. Нужно выждать время, необходимое для схватывания смеси, после чего участок оказывается водонепроницаемым.

Перед нанесением герметика нужно очистить и обезжирить поверхность, явные следы загрязнений убрать.

Учитывая, что большая часть самокатов поступает из Китая, можно проверить стыки на наличие пластиковых наплывов, которые могут помешать закрыванию крышки или плотному ее прилеганию.

Обычно для экономии китайские бренды не делают герметизацию вообще, но, даже если она числится в паспорте, лучшее проверить.

Наносить герметик нужно аккуратно:

– по всему периметру обрабатываемого стыка;

– сплошной линией, которая не должна прерываться;

– если появились разрывы, то их нужно домазать, чтобы убрать просветы;

– нужно укладывать смесь равномерно, небольшой толщиной, обычно полосой шириной в 5 мм.

Если будут разрывы, то во влагозащитном барьере будет отверстие, через которое влага будет просачиваться.

Основными компонентами конструкций, которые нуждаются в герметизации, следующие:

– деки, так как здесь обычно находится батарея или важные электронные схемы;

– емкость для батареи;

– входы проводов в корпусные детали;

– платы;

– навесное оборудование, как световые приборы, компьютер.

Причины для обязательной гидроизоляции

Аквазащита необходима для предотвращения:

  • короткого замыкания;
  • окислительных процессов, разрушающих электронику;
  • коррозии стальных деталей в недоступных местах.

Кроме того, аквазащита транспортного средства сделает его более безопасным, значительно увеличит срок службы устройства. Защитить большую часть элементов этого двухколесного средства передвижения можно выполнив их герметизацию. Если вы не хотите, чтобы первый дождик стал причиной поломки вашего электротранспорта, осуществите гидроизоляцию электросамоката.

гидроизоляция электросамокатов в Москве

Основные узлы и детали, требующие защиты от влаги

Гидроизоляция электросамоката – это комплекс работ, направленный на предотвращение попадания влаги на электропроводку, аккумулятор, плату мотор-колеса, другие узлы. Герметичность необходима:

  • в местах стыков пластиковых элементов, стальных компонентов;
  • в деках, где расположены электронные схемы и платы;
  • на входах электрических проводов в детали корпуса;
  • для навесного оборудования, световых приборов, компьютера;
  • в полости, где располагается аккумуляторная батарея.

Гидроизоляция – работа достаточно трудоемкая, при которой с агрегата снимается вся обшивка, элементы конструкции открепляются друг от друга. Производится покрытие деталей электроники покрываются особым лаком, устойчивым к влаге и пыли.

Попавшая внутрь корпуса самоката вода не нанесет прямого вреда, но влага спровоцирует начало процесса окисления металлических деталей. Поэтому важна не только гидроизоляция проводки, защита платы или батареи, но и герметизация корпуса так же необходима. Стыки отдельных деталей герметизируются слоем силикона.

до и после гидроизоляции электросамоката

1. Бортовой компьютер

Бортовой компьютер — своеобразная «панель приборов» для СИМ. На него как выводятся основные показатели устройства, так и (чаще всего) он отвечает за настройку параметров самоката/электроскутера/моноколеса или же управление им (как в случае с бортовыми компьютерами с курком). Так же, этот элемент чаще всего находится «на улице» и подвержен влиянию условий внешней среды достаточно сильно. Несмотря на обилие вариаций бортовых компьютеров, конструктивно они очень схожи:
Бортовой компьютер KUGOO S3Один из самых популярных бортовых компьютеров для самокатов на текущий момент. Его вариации используются на самокатах KUGOO, ULTRON и многих другихЕще один вариант бортового компьютераОбычно, бортовые компьютеры представляют собой плату с электронными компонентами, закрытую корпусом. Однако не всегда наличие корпуса свидетельствует об его полной герметичности. А отсутствие герметичности означает, что влага может попасть внутрь корпуса и подвергнуть короткому замыканию компоненты платы (а это приводит к выходу электроники из строя). Чтобы этого избежать, необходимо обезопасить электронные компоненты путем нанесения специального состава — пластичного полимера.Иногда плату достаточно обработать с одной стороны, иногда для надежной защиты ее необходимо обработать с обеих сторон.
Фото разобранного бортового компьютера, покрытого фирменным полимерным составом ЦИМНаносить необходимо максимально аккуратно, чтобы состав не попал через ножки внутрь дисплея.
Бортовой компьютер и его дисплейПодробнее о процессе гидроизоляции бортовых компьютеров вы также можете узнать из видео, в котором мы тестируем различные средства (полимеры) для защиты и рассказываем как их наносить.
Вернуться к выбору элемента

2. Приборы освещения

Под приборами освещения чаще всего подразумеваются передняя фара и задние габаритные огни. В силу того, что они также содержат в себе электронные компоненты, попадание на них влаги также негативно влияет на средство индивидуальной мобильности и его работоспособность. В отдельных случаях попадание воды в фару может привести не только к выходу ее из строя, но и в повреждению всей электрической системы СИМ. Поэтому обработка элементов освещения также важна, как и обработка бортового компьютера.
Начнем с передних фар:
Разделяют отдельно стоящие и встроенные передние фары:Встроенные фары чаще всего достаточно защищены изготовителем СИМ и не нуждаются в дополнительной гидроизоляции. К тому же, такие осветительные приборы находятся в рулевой стойке или прямо в бортовом компьютере, а значит, на нее не так сильно будет лететь вода из-под колес во время движения.
Встроенные фары обычно встречаются у компактных городских электросамокатов именитых брендов или у моноколес. Как, например у Ninebot Max G30P или у знаменитого Xiaomi M365Отдельно стоящие фары чаще являются атрибутом более серьезных моделей, так как обеспечивают больший световой поток в сравнении с встроенными. Однако именно с такими фарами чаще всего наблюдаются проблемы с герметичностью. Производители закупают готовые фары и просто устанавливают их «как есть» на свою продукцию.
На фото представитель линейки Halten RS-серии с установленной производителем фарой Arctic V.3. Уже видно, что стекло фары запотело, а значит влага проникла внутрь и могла повредить электронику.
Разобранная фара Arctic V.3, покрытая полимерным защитным составом. После такой операции плате фары не страшна любая влага и дождь. Даже влажность, образующаяся из-за разницы температур (конденсат) теперь не способна вывести ее из строя.Обработка фар передних фар производится похожим методом, как и гидроизоляция бортового компьютера. Пошагово это выглядит так:
1)Разобрать корпус фары
2)Нанести защитный слой полимера на плату и все электронные компоненты
3)Дождаться высыхания полимера
4)Собрать корпус фары с применением герметика на стыках корпусаЗадние габаритные огни:
Задние фары или «стопы», как их часто называют пользователи СИМ. Это обязательный элемент безопасности почти для каждого устройства. Однако, учитывая специфику электросамокатов и моноколес, зачастую задние фонари установлены так, что регулярно подвергаются воздействиям окружающей среды.
Самое распространенное место установки заднего габарита — крыло. И, к сожалению, самое уязвимое. Если фонарь расположен на крыле, то близко и к колесу, и к дороге, он максимально нагружен водным потоком поднимаемым колесом. На заводе обычно герметизируют только отверстие ввода провода, сама плата на которой расположены диоды не трогают. В ряде случаев вода попадает на плату через щели плафона и остается внутри.

Производитель этого электросамоката не озаботился тем, чтобы защитить от воды задний фонарь, а покупатель не озаботился о проведении гидроизоляции своей покупки. Итог — испорченный фонарь и настроение :(Чтобы недопустить того, что произошло выше на фото, задний фонарь обязательно подлежит дополнительной гидроизоляции. И подходит для этого все тот же полимер, который мы используем для бортового компьютера и передних фар. Полимер должен быть густым и пластичным, чтобы покрыть всю плату целиком и не разрушиться от вибраций во время движения или от, например, нагрева от солнца.
Так выглядит обработанная изолирующим составом плата заднего габаритаВернуться к выбору элемента

3. Декоративная подсветка

Декоративная подсветка — это все то световое оборудование СИМ, которое не относится к передней фаре и заднему габариту. Она служит одновременно для придания уникального стиля вашему устройству и для повышения вашей заметности на дороге или тротуаре. Чаще всего декоративная подсвета выполняется двумя элементами: Светодиодной лентой и точечными светильниками.Точечные светильники, или как их еще называют «глазки» устанавливаются внутрь дэки (корпуса) устройства. Влага им не так страшна, как светодиодной ленте, однако вода может попасть через крепление или попасть через некачественно приклеенную линзу.
Решение — герметизация специализированным герметиком или термоклеем места установки светильника изнутри корпуса СИМ
Встраиваемый точечный светодиодный светильник. Изначально, идея использовать их в декоративных целях пришла производителю электросамокатов Minimotors, но сейчас их можно встретить в широком спектре самых разнообразных моделей различных производителей.
Светодиодная лента открытого типа, покрытая защитным полимерным слоем. Такие ленты используются на самокатах в качестве боковой декоративной подсветки. Светодиодные ленты — частое явление на СИМ среднего и высокого ценового сегмента. Ленты бывают разные как по своим характеристикам, так и по степени защиты. Если лента защищена от воды, то скорее всего она покрыта силиконовым слоем самим заводом- изготовителем ленты. Однако в целях экономии зачастую устанавливаются и открытые ленты. Чтобы защитить их от воды нужно покрыть их защитным слоем самостоятельно, как на фото слева. Также герметизации подвергаются соединения ленты с проводами питания и управления ленты вне зависимости от ее типа.
Вернуться к выбору элемента

Стандарты защиты электрооборудования от пыли и влаги

Уровень пылевлагозащиты электронных компонентов отражается значением рейтинга IP. Первая его цифра отражает уровень защиты корпуса устройства от проникновения сторонних частиц, а вторая – степень его аквазащиты. Значение этих цифр приведено в таблице:

Пылезащита

Что означает

Аквазащита

Что означает

6

Пыленепроницаемый корпус, на 100% защищенный от проникновения сторонних частиц.

8

Водонепроницаемое оборудование. Подходит для эксплуатации в погружном режиме.

5

Пылезащищенный корпус. Пылинки могут проникать внутрь устройства, но не вредят его работе.

7

Допускается кратковременное погружение в воду на глубину до 1 м.

4

Корпус защищен от проникновения частиц диаметром свыше 1 мм.

6

Оборудование не боится сильных струй воды и морских волн.

3

Корпус защищен от проникновения частиц диаметром свыше 2,5 мм.

5

Оборудование защищено от водных струй произвольной направленности.

2

Корпус защищен от проникновения предметов диаметром свыше 12,5 мм.

4

Оборудование защищено от брызг произвольной направленности.

1

Корпус защищен от сознательного контакта.

3

Оборудование защищено от брызг, падающих под углом до 60°.

Степень влагозащиты

Зачастую случается так, что, когда вы выезжаете на прогулку, погода хорошая, но в процессе езды она вдруг портится и начинает идти сильный дождь. К счастью, фирмы-изготовители электротранспорта предусматривают такие ситуации. Большая часть брендов уверяет, что на их транспорте можно ездить круглый год, в том числе во время дождя. Такие модели без труда справляются с небольшими лужами, т.к. АКБ и двигатель надежно защищены.

Но пустых обещаний райдерам, само собой, недостаточно: необходимо быть на 100% уверенными в том, что дождь не навредит транспортному средству. Для этого были разработаны показатели степени влагозащиты. Надежные производители непременно отмечают этот параметр в технических характеристиках в виде “IPXX”, где ХХ — это цифры, последняя из которых является степенью предохранения от воды, а первая — степенью предохранения от пыли и твердых частиц (первая цифра может отсутствовать). Для нас интересна последняя цифра; ее расшифровка следующая.

  • 4 — электротранспорту не страшен слабый дождь, при котором нет сильного ветра
  • 5-6 — допускается езда в условиях сильного ливня и ветра
  • 7 — разрешено непродолжительное погружение в воду
  • 8 — максимальная герметизация, возможно погружение в воду на продолжительный срок

Итак, для езды под слабым дождем достаточно защиты 4 степени, и этот уровень влагозащиты имеется у большинства популярных моделей электросамокатов. Она не предусматривает прохождения луж, тем более глубоких, поэтому в случае сильного ливня следует выключить электрический самокат и укрыться с ним в сухом месте.

Если на улице сильный ливень, то лучше не выезжать на самокате с защитой 4 — как минимум нужна защита 5. Подобная влагозащита более надежная, но ею обеспечены вовсе не все модели.

По большим лужам ездить не стоит: если в мотор-колесо попадет вода, придется столкнуться с серьезными неприятностями. Зато о брызгах волноваться не придется — защита степени 5 прекрасно оберегает от их вредного воздействия.

Если АКБ размещена в деке, то при езде по глубоким лужам ее может залить влагой, из-за чего произойдут неполадки с аппаратурой и случится сбой. Если же аккумулятор расположен выше, скажем, в стойке руля, то по лужам при необходимости можно проехать — ущерба АКБ не будет.

Если изготовитель не обозначил степень влагозащиты, или он меньше, чем 4, к примеру, всего лишь 3, то поездки под дождем, даже слабым, запрещены. Вода попадет в электрические комплектующие, и самокат сломается.

Если вы уже приобрели модель с защитой степени 4 и меньше или только собираетесь ее купить, то вам необходимо обеспечить дополнительную влагозащиту. Это можно сделать как самостоятельно, так и обратившись за помощью к профессионалам.

Процесс проведения гидроизоляции

Для опытных владельцев электросамокатов предварительный заказ гидроизоляции еще до начала эксплуатации – привычная практика. Это муторный, сложный, длительный и грязный процесс. Для проведения качественной гидроизоляции необходимо полностью разобрать электросамокат, уделяя особое внимание для защиты батареи и контроллера. 

В процессе проведения работ изначально вскрытию подвергается контроллер. Плата подвергается обильному поливанию гидроизолирующим составом. Далее, производится съем и разбор мотора – только после этого его можно обрабатывать. Для проведения всех перечисленных работ используются специальные составы. Каждый элемент требует применения подходящего к нему состава: лаки, жидкие полимеры, эпоксидная смола, различные герметики и прочее. 

После того, как обработка элементов заершена, они полимеризуются (высыхают) на протяжении нескольких часов. В этот период для разобранного самоката должна быть предусмотрена подстилка, чтобы защитить рабочие поверхности (верстак, стол, пол) от попадания капель химических составов. Для проведения работ обязательно используем перчатки. При попадании химии на руки мало того, что она не отмывается, так еще и оказывает вредное воздействие на кожу. Важно внимательно отнестись к внешним поверхностям электросамоката и не испачкать их химией, чтобы сохранить внешний вид.

Наиболее кропотливый процесс гидроизоляции электросамоката заключается в том, что необходимо изолировать все клеммные соединения всего участка проводки во внутренней части деки. Производится разъединение каждой клеммы и упаковывание в термоусадочную трубку. Для закрытия торцов используется герметик. После этого осуществляется термоусадка – образуется герметичная оболочка во-вкруг разъема.

Гидроизоляция также подразумевает интересный полный процесс сборки электросамоката вручную. В этом случае очень важно качество сборки, поэтому процесс не требуется работы в ускоренном темпе. Регулируются основные механизмы электросамоката. По итогам проведения гидроизоляции для заказчика положительным моментом является также предпродажная подготовка, протяжка и регулировка. Только после этого электросамокат полностью готов к эксплуатации. 

Качественная гидроизоляция подразумевает проведение работ на протяжении всего дня, а также использование большого объема материалов, поэтому данная услуга на рынке не оценивается низко.    

Источники

  • https://kolesomono.ru/interesnoe/gidroizolycia-elektrosamokata
  • https://remont-elektrosamokatov.com/gidroizolyatsiya-elektrosamokata.html
  • https://cim-pro.ru/waterproofing
  • https://www.VoltBikes.ru/blog/electro/germetizacziya-i-vlagozashhita-elektrovelosipedov-i-ix-komponentov/
  • https://smart8.by/vopros-otvet/voprosi-pro-jelektrosamokati/vlagozashhita-jelektrosamokata-svoimi-rukami/
  • https://kugoo-drive.ru/blog/post/cto-takoe-gidroizolacia-elektrosamokata

[свернуть]

От admin